Выставки и события

С тех пор, как в раннем детстве я начала ездить в Латвию, всегда с необъяснимым волнением вглядывалась в проплывающие за окнами вагона старые, сохранившиеся строения, мурованные из огромных валунов (оставшихся от отступающего ледника). Когда-то здесь было крестьянское жилье, хутора с ласковыми названиями вроде «Затиши» (Зайчики), «Курпниеки» (Башмачники), «Лиепиняс» (Липки), «Залитес» (Травки); кое-где, на одиноко возвышающейся печной трубе сгоревшего дома посреди полей в многолетнем гнезде сидят аистята. Заросшие озерки, стеной стоящие хвойные леса, холмистые поля и пашни, с вековыми дубами посередине, «оазисы» лесистых кладбищ; люди, возделывающие свой кусочек земли, укорененные, самостоятельные, трудолюбивые… Оказалось, это земля многих поколений моих предков… Латвия.

Когда на местное кладбище собираются из далёка уроженцы этих мест навестить родные могилы – так и кажется, что покойники, соскучившись, устремляются навстречу дорогим потомкам в надежде на долгожданную встречу.
 
Встреча с родными местами – вот что ценно. За замшелыми камнями церковных оград, за вековыми стволами дубов и ясеней вижу уклад жизни близких людей, вспоминаю то, что увидела в детстве, могу представить и то, чего мне не довелось увидеть; прожить как будто их жизни.
 
Когда-то тяга к родной земле стала настолько неодолимой, что я купила старый, двухсотлетний дом, такой же, как и тот, который построил некогда мой дед. И, поселившись там, почувствовала себя подобной моим предкам, поняла лучше и жизнь их и их самих…

Нерета… Самое высокое небо, самые манящие дали, самые мягкие травы на пригорках, зовущие прилечь на солнцепеке и смотреть на облака. Тихая река Сусея, таинственная и родная…

Мара Даугавиете

20 апреля 2018 года

alt

М.Даугавиете "Вечерняя песня", 1983 год

Перейти на Виртуальную выставку "Латвия" на галерее сайта

Недавно прошла реальная выставка московских латышских художников "Родной источник". О выставке подробнее.

"...Весь город состоит из узеньких горных улочек, с лабиринтами ступенек между ярусами, и все это залито солнечным светом и тенью от винограда. Знаменитое вино-легенду, "Мускат белый Красного камня", производят именно здесь, в Гурзуфе, выращивая виноград на небольшой площади у Красной скалы. Эти романтические места выразительно запечатлела в своих картинах Мара Даугавиете. В ее картине "Красный камень" у подножия хребта приветливо разместились виноградники, озеро и ускользающая за поворот дорожка. Мара пишет места и непосредственно вблизи Красного камня ("У красного камня", 2017). Всполохи изумрудного и лавандового цвета разбрызганы в тени, по деревьям, по их тонким веточкам. А у "драконьего" бока скалы, почти телесного загорелого тона, сидят три ссутуленные фигурки мечтателей. Мара Даугавиете предпочитает больше деталей и более острую линию контура. Ее кисть, по-женски тонкая, прописывает прожилки гор и деревьев. Знаменитые горы Крыма (Аю-Даг, Ай-Петри, Сокол) смотрятся драматичнее, решенные в холодных оттенках. Голубой воздух окутывает растущие по ветру ветки сосновой и можжевеловой рощи ("На Ай-петри", 2015). Пишет Мара и еще один горный пик – «Сахарная голова» – вид с крепости в Судаке. Останавливает на себе внимание картина «Намоленное место в Симеизе». Протоптанные дорожки – мизансцена тысячелетней истории. Уже давно здесь нет православного монастыря, но есть преданная верность и духовная память человечества, неустанно приводящая паломников на это «намоленное место». На картине не изображены люди, но участники все же есть: это зрители, созерцающие пейзаж, стоя напротив, фактически участвуя в процессии богомольцев..." Из статьи М.Соколовой о выставке группы "Крым" 2018 года.

"...Свою часть настоящей экспозиции Мара посвятила пейзажам Крыма. Были представлены 34 работы, созданные на крымском материале. Выразительный образ южного пейзажа становится одним из важных элементов творческой лаборатории художника уже в начале 80-х. Пейзаж Мары Даугавиете эпичен. Это и место любования, где сосредоточена красота и непреклонность мира, и подмостки грандиозного представления. Причудливый, «говорящий» крымский ландшафт почти непроизвольно складывается в выразительные мизансцены. На фоне скалистых обрывов, в присутствии выжженных солнцем безлесных холмов так естественно могли бы звучать слова античных трагедий..." Из статьи И.Трофимова о выставке "Автор всех пьес" 2017 года.

Виртуальная выставка М.Даугавиете "Крымская тема"

alt

 

Реальные прошедшие выставки по теме "Крым"

 

"...Весь город состоит из узеньких горных улочек, с лабиринтами ступенек между ярусами, и все это залито солнечным светом и тенью от винограда. Знаменитое вино-легенду, "Мускат белый Красного камня", производят именно здесь, в Гурзуфе, выращивая виноград на небольшой площади у Красной скалы. Эти романтические места выразительно запечатлела в своих картинах Мара Даугавиете. В ее картине "Красный камень" у подножия хребта приветливо разместились виноградники, озеро и ускользающая за поворот дорожка. Мара пишет места и непосредственно вблизи Красного камня ("У красного камня", 2017). Всполохи изумрудного и лавандового цвета разбрызганы в тени, по деревьям, по их тонким веточкам. А у "драконьего" бока скалы, почти телесного загорелого тона, сидят три ссутуленные фигурки мечтателей. Мара Даугавиете предпочитает больше деталей и более острую линию контура. Ее кисть, по-женски тонкая, прописывает прожилки гор и деревьев. Знаменитые горы Крыма (Аю-Даг, Ай-Петри, Сокол) смотрятся драматичнее, решенные в холодных оттенках. Голубой воздух окутывает растущие по ветру ветки сосновой и можжевеловой рощи ("На Ай-петри", 2015). Пишет Мара и еще один горный пик – «Сахарная голова» – вид с крепости в Судаке. Останавливает на себе внимание картина «Намоленное место в Симеизе». Протоптанные дорожки – мизансцена тысячелетней истории. Уже давно здесь нет православного монастыря, но есть преданная верность и духовная память человечества, неустанно приводящая паломников на это «намоленное место». На картине не изображены люди, но участники все же есть: это зрители, созерцающие пейзаж, стоя напротив, фактически участвуя в процессии богомольцев..." Из статьи М.Соколовой о выставке группы "Крым" 2018 года.

"...Свою часть настоящей экспозиции Мара посвятила пейзажам Крыма. Были представлены 34 работы, созданные на крымском материале. Выразительный образ южного пейзажа становится одним из важных элементов творческой лаборатории художника уже в начале 80-х. Пейзаж Мары Даугавиете эпичен. Это и место любования, где сосредоточена красота и непреклонность мира, и подмостки грандиозного представления. Причудливый, «говорящий» крымский ландшафт почти непроизвольно складывается в выразительные мизансцены. На фоне скалистых обрывов, в присутствии выжженных солнцем безлесных холмов так естественно могли бы звучать слова античных трагедий..." Из статьи И.Трофимова о выставке "Автор всех пьес" 2017 года. Статья полностью

Выставки на тему "Крым" с участием художника Мары Даугавиете:

  • В 2016 году выставка "Заповедными тропами" проходила в течение всего лета в Педагогическом университете (МПГУ).
  • С 20 февраля по 4 марта 2017 года в зале Московского Товарищества Живописцев (1-ая Тверская-Ямская, 20) состоялась совместная выставка супругов-художников Мары Даугавиете и Георгия Уварова. Статья Анатолия Иткина о выставке.
  • С 7 по 12 марта 2018 года в зале Московского Товарищества Живописцев состоялась групповая выставка "Крым".
  • 1 сентября 2017 года по 30 мая 2018 года персональная выставка "Крым" проходит в помещении школы "Свет".
  • На сайте создана Виртуальная выставка М.Даугавиете "Крымская тема".

alt

"Поэзия и Правда кажутся антиномией, но на это можно взглянуть и по другому. Сверхзадача художника показать поэзию реальной жизни, а зрителя – увидеть в глубине поэтического образа зерно правды."

М.Даугавиете

Выставка с таким названием состоялась в октябре 2017 года. Приглашаем Вас посмотреть эту выставку (значительно дополненную) виртуально: "Поэзия и правда".

5 октября 2017 Луции Даугавиете исполнился бы 91 год. Ей посвящается эта Виртуальная выставка, состоящая из портретов Луции, написанных её дочерью - Марой Даугавиете в разное время: "Памяти Луции".

Без слов, ибо актуально, к сожалению:

alt

alt

alt

Без слов, ибо актуально, к сожалению:

alt

 

alt

 

alt