Эссе Георгия Уварова о художнике.

На мой взгляд, Маре Даугавиете ближе из всех художественных направлений маньеризм.*

Пластика масс пейзажа, архитектуры, фигур людей является главным. Даже в жанре портрета пластика форм тела, головы, лица, их неповторимость, как божественная игра природы, которая, бесконечно варьируя, создает новые и новые индивиды. Иными словами, движение в картине является главным. И сюжеты, «поклонения», «паломничества», бесконечные шествия, передают целеустремленность или бесцельность (бессмысленность) движения.

В картине «Гроза в парке» – квинтэссенция детского ужаса (почти по Фрейду), попытка осознать возможные страшные события и их неожиданность, которые предстоит пережить в этой жизни каждому человеку.

alt

Композиции, связанные со студенческими годами, родились из многочисленных набросков сокурсников полиграфического института. Сначала была графическая серия – офорты «В парке», «Аудитория», «Офортная мастерская». Затем, на их основе появилась живопись. В этих работах присутствует игровой момент, передающий радость жизни и творчества, интеллектуальная «игра в бисер», увлекающая в себя зрителя. Эта игра сходна с экспериментами футуристов в начале 20 века. «Офортная мастерская»: пол в виде шахматной доски из зеленых и розовых квадратов, фигуры однокурсников приобрели знаковую форму. Объемы фигур состоят из плоскостей, напоминающих карточные домики. Балки потолка, дверная и оконные ниши, множество плоских листов бумаги, все это дышит, бурлит, все находится в бесконечном движении.

alt

Поэтичная работа «Комнатные птицы». Симфония розового и голубого. Подруга юности Роза Данциг у себя на кухне, в задумчивости закрыла глаза. Бело-розовые простыни и бумажные птицы висят под потолком. Птица в клетке, клетчатая скатерть, спинка белого стула. Голова Розы, ее руки и хлеб – одной краской. Возвышенный быт. Работа, кажется написана очень легко и излучает радость жизни.

alt

Мой портрет «Юрик в коричневом берете» очень похож. Виртуозно художник владеет цветом. Движение цвета от зеленых к коричневым, от коричневых к фиолетовым, от фиолетовых к красным, от красных к розово-золотистым. Лаконично и легко вылеплена форма головы. Особенно удались губы.

alt

«Ловля птиц» написана молодым художником и выражает неудержимую энергию молодости к достижению желаний и мечтаний в поисках радости жизни.

alt

«Принесение даров» – апофеоз молодости. Художнику Маре Даугавиете 24 года, она полна сил и веры в себя, влюблена и любима, только закончила институт. Мара изобразила себя пишущей великолепный крымский пейзаж, Судак; у ее ног верный друг Юрик Уваров; мама Луция несет, как свой крест служения таланту дочери, огромный подрамник. Дальше ее папа В.И.Циммерлинг, интеллектуал, несет книги; следом аллегорическая фигура девы с фруктами на голове верхом на осле – наверное, это муза живописи, дальше шествуют прочие поклонники ее таланта. Мне, свидетелю жизненного пути художника, известны персонажи, изображенные на картине.

alt

Жизнь не безоблачна. «Вечерний разговор».

alt

У Мары много этюдов, которые она написала в Крыму. Фигуры самых близких друзей, три супружеские пары, она вписала в судакский пейзаж. Угадывается архетип сюжета «тайной вечери». Таинственное послание, в котором присутствует ощущение тревоги. Автора волнует судьба близких людей.

У Мары есть два «Вдохновения» - Белое и Красное.

«Белое Вдохновение»: Мара изображает себя в белой ночной рубахе (а Мара так любила живопись, что бралась за кисть едва проснувшись). Субстанция Вдохновения материализована и имеет вид летящей ткани, отнюдь не белого цвета, которая вылетела из открытой балконной двери и что-то ей благовествует.

alt

«Вдохновение» Красное – драматическое. Здесь ткань бордового цвета. Художник внимает стоя, с кистью в руке. И все творчество можно поделить на откровение Белого и Красного Вдохновения, гармоничного и драматичного.

alt

«Разведенные» – портрет родителей художника. Для автора, как и для ее родителей это трагедия, и поэтому композиция решена очень скупо, всего двумя цветами. Серый фон, две серые фигуры – и багровая ткань, завязанная узлом, которая одновременно объединяет и разделяет их, символизируя незаживающую боль.

alt

Огромная часть работ Мары Даугавиете могла бы украсить лучшие музеи мира. Одна из них – «Обнаженная и облако». Как свободно переданы ритмы объемов женского тела с удлиненными пропорциями. Работа очень светлая, кажется, написана на одном дыхании (никаких мук творчества). Возникают ассоциации из греческой мифологии – Даная с золотым дождем. Оригинальная метафора: одушевленное облако орошает поцелуями изнеженное тело. Создается ощущение, что фигура парит, едва придерживаемая тканью из «Белого вдохновения».

alt

Поэтический образ в картине «Пары в листьях»: самой природой объединенные мужчина и женщина, как в коконе, скрученные листом с дерева, отъединенные от других таких же пар. Листья одновременно лежат на земле и движутся от порывов осенних ветров.

alt

Предчувствие, сопереживание и смелость высказывания отличает большого художника. В картине «Погром в Баку» изображенные домики не такие, как у нас в России. Это не у нас. Это аллегория. А может такое быть у нас? Знаю, может. Было. По классовому, религиозному, национальному признаку, били, гнали, убивали. И теперь бьют, гонят, убивают где-то. Страшно. А страшно ли писать страшные картины? Надо же это все прочувствовать, выстрадать. А еще выставить. Страшно. Надо иметь мужество.

alt

«Фрагмент» – пророческая картина; написана и выставлена на 17-й молодежной выставке в Москве перед катастрофой на Чернобыльской АЭС. Люди устремили свои шеи и головы вверх и глядят на великолепного «облачного зверя». Вскоре с неба из радиоактивных туч на них прольются дожди...

alt

«Вход и выход» – редкая по глубине картина. Человечество, появившись на короткое время на арене жизни, уходит в небытие.

alt

С замиранием сердца смотрю на произведение «Спящая семья». Чувствуешь усталость каждого (все живое устает от движения и страдания), но даже во сне все как бы находятся в движении. Мать, только покормив ребенка, в изнеможении откинула голову и руку, но одна рука лежит на ребенке, защищая самое слабое и ценное для нее. Сон каждого кажется чутким и непродолжительным. Сильна сторона творчества Мары в передаче выпуклых объемов, скульптурности.

alt

«Игра в театр»

Эта работа напоминает раскрашенную готическую скульптуру – смелость в выражении реальности, которой я был свидетель: здесь изображены наши дети, с которыми мы играли в театр.

alt

«Семейный алтарь»

alt

Тема благоговейной тишины, когда дом полон Божественного присутствия, полон света. Движения замедленны. Тихий шелест перевернутых страниц Евангелия. Тихое рисование младшей. Мама, еще не крещённая, снаружи...

«Супруги. 15 лет спустя»

alt

Удачно передан драматизм в образах супругов. Мара изобразила себя неблагосклонно принимающей от мужа (меня) лилии в годовщину совместной жизни. Над моей головой подсвечник – значащий символ – за головой Мары ее портрет, нарисованный мною в период наивысшего обожания и обожествления. То есть, Мара была в моем представлении вместо Бога. В 1993 году началось мое воцерковление, и мои представления об иерархии ценностей изменились. Мара сочла это за мою измену, потому такое каменное выражение в фигуре.

«Горящая ёлка».

alt

Холст небольшого размера. Шедевр. Форма – изысканная гармония цветов: серебристо-зеленого и оранжево-красного. Ранние сумерки и огонь. Содержание – дома с окнами-глазами свидетели горения рождественской елки. Прообраз жертвенной любви и добровольного страдания на кресте Спасителя. От работы не оторвешь глаз.

«Паства».

alt

Советский Союз развалился после, как теперь говорят, «застоя». Колосс на глиняных ногах рассыпался от камня покатившегося с горы (пророчество Даниила). Камень же – Христос. Не случайно многие в 90-ые годы стали беженцами, потеряли сбережения, работу, вышли торговать своим добром: хрусталем, книгами, кто чем, чтобы как-то прожить. В это время многие пришли в церковь. Где боль, трагедия, несчастье – там Христос рядом. Заблудшие овцы получают Пастыря. А для других это Горшечник, побивающий негодные скудели.

«Старая мать» – тема приготовления души к вечности. Душа каждого испытает или уже испытала величайший трепет; ощутит свою оголенность, одинокость, незначительность и беспомощность перед неизвестностью.

alt

14 ноября 2013

«Несение креста»

alt

Эта картина современна и на все времена. Одна из самых драматичных, а может, и самая драматичная тема в истории человечества. Картина по формату почти квадрат. Решена в условном золотисто-гризальном колорите, что позволяет автору избежать натурализма, тем снижая градус безысходности происходящего. В центре картины – крупная фигура Христа, несущего крест, а кругом улюлюканье, крики, плевки, издевательство, проклятия. Словом, вокруг отбросы человеческого рода. Кажется, что все это адресовано тебе (зрителю, который, безусловно, сочувствует Спасителю и представляет себя на его месте). Каждый из нас сталкивался с грубостью, недоброжелательством, несправедливостью по отношению к себе. Каждый из нас так же несет свой крест, и каждому из нас предстоит до конца дней испить свою чашу горечи в этой жизни.

7 сентября 2016

«Принесение даров художнику»

alt

Небольшая по размеру работа, «звучная» по цвету, широко написанная, вызывает ассоциации с взлётом венецианской живописи XV века. Вялые, неустойчиво стоящие люди двигаются по направлению к художнику, чтоб принести ему свои дары. Движения же художника на картине уверены – он имеет крепкий «стержень», знает, для чего дана ему жизнь. Он (а точнее – она) пишет очередное своё полотно.

2016 год
«Братья»
alt
 
Эта картина выглядит как список с древнего артефакта. Зато актуальна она и по сей день. Это послание нашему поколению – предупреждение о бессмысленности жестокой братоубийственной междоусобицы.
2016 год
«Бутафор»
alt
 
Перед нами портрет конкретного человека (мой). По его внешности, одежде, редким нечёсаным волосам, гримасе на лице с определённостью делаем вывод: этот человек – неудачник по жизни. Но есть и другой пласт в прочтении этого образа – перед нами бесстрашный «человек Божий» – пророк, и рыба здесь – христианский символ.
2016 год
«Площадь Пушкина»
alt
 
Во всем есть смысл. Подземный переход, выходящий на Тверскую. На лестнице перехода сидят нищие. По лестнице из темноты поднимается человек напоминающий Христа – как будто из «преисподней». На улице поздний вечер – очень темно и снаружи – ощущение безысходности. Это безысходность после разрушения страны в 90-е годы. Это надо было пережить. «Колосс на глиняных ногах» (СССР) должен был рухнуть. Время осмысления, время прозрения, время духовных поисков. Поиски смыслов после депрессии. Вставание на ноги. Страна воскреснет.
06.11.17
«Экспансия»
alt
«Нет власти не от Бога». Правда, зачастую демонические силы проникают во все структуры государства. Демагогия, лицемерие, ложь, предательство губительны для общества и размывают нравственные основы. В конечном счете, они разрушительны и для государства. Художнику удалось создать образ – знак «Власть – народ». Бессилие людей перед оглушительно-агрессивной пропагандой, так называемой «мягкой силой».
19.10.17
Г. Уваров
 
*Маньеризм – стиль появился в постренессансный период в Италии как начальный этап стиля Барокко. Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать экзальтацию, эротику, взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформацию фигур, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить